✅ Ответ тем кто говорит что ахлю-Сунна тоже делают тауиль Сыфатов, истолковывая аят: "Аллах с вами где бы вы не были"
Сказал имам Ибн Кудама:
فَإِن قيل فقد تأولتم آيَات وأخبارا فقلتم فِي قَوْله تَعَالَى {وَهُوَ مَعكُمْ أَيْن مَا كُنْتُم} الْحَدِيد 4 أَي بِالْعلمِ وَنَحْو هَذَا من الْآيَات وَالْأَخْبَار فيلزمكم مَا لزمنا
94 - قُلْنَا نَحن لم نتأول شَيْئا وَحمل هَذِه اللفظات على هَذِه الْمعَانِي لَيْسَ بِتَأْوِيل لِأَن التَّأْوِيل صرف اللَّفْظ عَن ظَاهره وَهَذِه الْمعَانِي هِيَ الظَّاهِر من هَذِه الْأَلْفَاظ بِدَلِيل أَنه الْمُتَبَادر إِلَى الأفهام مِنْهَاوَظَاهر اللَّفْظ هُوَ مَا يسْبق إِلَى الْفَهم مِنْهُ حَقِيقَة كَانَ أَو مجَازًا وَلذَلِك كَانَ ظَاهر الْأَسْمَاء الْعُرْفِيَّة الْمجَاز دون الْحَقِيقَة كاسم الراوية والظعينة 95 - وَغَيرهمَا من الْأَسْمَاء الْعُرْفِيَّة فَإِن ظَاهر هَذَا الْمجَاز دون الْحَقِيقَة وصرفها إِلَى الْحَقِيقَة يكون تَأْوِيلا يحْتَاج إِلَى دَلِيل وَكَذَلِكَ الْأَلْفَاظ الَّتِي لَهَا عرف شَرْعِي وَحَقِيقَة لغوية كَالْوضُوءِ وَالطَّهَارَة وَالصَّلَاة وَالصَّوْم وَالزَّكَاة وَالْحج إِنَّمَا ظَاهرهَا الْعرف الشَّرْعِيّ دون الْحَقِيقَة اللُّغَوِيَّة 96 - وَإِذا تقرر هَذَا فالمتبادر إِلَى الْفَهم من قَوْلهم الله مَعَك أَي بِالْحِفْظِ والكلاءة وَلذَلِك قَالَ الله تَعَالَى فِيمَا أخبر عَن نبيه {إِذْ يَقُول لصَاحبه لَا تحزن إِن الله مَعنا} التَّوْبَة 40 وَقَالَ لمُوسَى {إِنَّنِي مَعَكُمَا أسمع وَأرى} طه 46 وَلَو أَرَادَ أَنه بِذَاتِهِ مَعَ كل أحد لم يكن لَهُم بذلك اخْتِصَاص لوُجُوده فِي حق غَيرهم كوجوده فيهم وَلم يكن ذَلِك مُوجبا لنفي الْحزن عَن أبي بكر وَلَا عِلّة لَهُ فَعلم أَن ظَاهر هَذِه الْأَلْفَاظ هُوَ مَا حملت عَلَيْهِ فَلم يكن تَأْوِيلا ثمَّ لَو كَانَ تَأْوِيلا فَمَا نَحن تأولنا وَإِنَّمَا السّلف رَحْمَة الله عَلَيْهِم الَّذِي ثَبت صوابهم وَوَجَب اتباعهم هم الَّذين تأولوه فَإِن ابْن عَبَّاس وَالضَّحَّاك ومالكا وسُفْيَان وَكَثِيرًا من الْعلمَاء قَالُوا فِي قَوْله {وَهُوَ مَعكُمْ} أَي علمه 97 - ثمَّ قد ثَبت بِكِتَاب الله والمتواتر عَن رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم وَإِجْمَاع السّلف أَن الله تَعَالَى فِي السَّمَاء على عَرْشه وَجَاءَت هَذِه اللَّفْظَة مَعَ قَرَائِن محفوفة بهَا دَالَّة على إِرَادَة الْعلم مِنْهَا وَهُوَ قَوْله {ألم تَرَ أَن الله يعلم مَا فِي السَّمَاوَات وَمَا فِي الأَرْض} المجادلة 7 ثمَّ قَالَ فِي آخرهَا {أَن الله بِكُل شَيْء عليم} فبدأها بِالْعلمِ وختمها بِهِ ثمَّ سياقها لتخويفهم بِعلم الله تَعَالَى بحالهم وَأَنه ينبئهم بِمَا عمِلُوا يَوْم الْقِيَامَة ويجازيهم عَلَيْهِ98 - وَهَذِه قَرَائِن كلهَا دَالَّة على إِرَادَة الْعلم فقد اتّفق فِيهَا هَذِه الْقَرَائِن وَدلَالَة الْأَخْبَار على مَعْنَاهَا ومقالة السّلف وتأويلهم فَكيف يلْحق بهَا مَا يُخَالف الْكتاب وَالْأَخْبَار ومقالات السّلف
"Если же они скажут: "Вы сами делаете тауиль аятов и хадисов, ведь вы сказали о словах Аллаха: "Он с вами где бы вы не были" (Аль Хадид, 4) - что это значит что Его Знание охватывает все места, и тому подобные аяты и хадисы, и поэтому обязательно для вас то же порицание которое вы обращаете к нам"
То мы скажем им в ответ: "Мы здесь не делали никакой тауиль, и отнесение этих текстов к таким смыслам - не является тауилем.
Ведь тауиль - это отклонение слова от его внешнего смысла, а в данном случае именно тот смысл о котором мы сказали - что с нами лишь Его Знание - является внешним, и доводом на это является то, что именно он первым приходит на ум при слышании этих текстов.
И внешний смысл слова - это то, что первым приходит на ум при его слышании, все равно будь это хакыкой (наиболее частым вариантом его употребления в котором слово было изначально) или маджазом (более редким вариантом употребления при котором слово употребляется в отличном от изначального смысла).
И поэтому внешний смысл слов которые сложилась традиция использовать определенным образом отличным от изначального - будет именно маджаз, а не хакыка.
И это подобно таким словам как "ظعينة" , (изначально под этим подразумевалось вьючное животное, однако потом так стали называть женщину которая ездит на нем), и другие такие слова о которых есть традиция использовать их отличным от начального образом - их внешним смыслом будет маджаз, а не хакыка, и их отклонение к хакыке (изначальному смыслу) будет тауилем, на который нужно предоставить далиль.
И также и слова у которых есть как изначальное языкое значение - хакыка, так и отличное от него шариатское значение - как вуду, тахара, ас-соля, ас-саум, закят, хаджж - их внешним смыслом будет лишь тот смысл на который их отнес Шариат, а не их изначальное языковое значение (аль-хакыка).
И если это стало ясно, то первым приходит на ум при слышании слов "Да будет Аллах с тобой" - что имеется ввиду посредством обережения, и заботы, и поэтому сказал Аллах рассказывая о своем Пророке: "И он сказал своему спутнику (Абу Бакру) когда они скрывались в пещере - не грусти, воистину, Аллах с нами" (ат Тауба 40). И сказал Аллах Мусе: "Воистину Я с вами, слышу и вижу" (Таха. 46).
И если бы Аллах имел бы ввиду в аяте "Он с вами где бы вы не были", что Он своей Сущностью с каждым человеком - то не тогда Его присутствие с Пророком и Абу Бакром и Мусой и Харуном не отличалось бы ничем от Его присутствия с другими людьми, и информирование Пророком Абу Бакра о таком присутствии Аллаха ничем бы не убавило грусть Абу Бакра, и вообще не было бы причины информировать Абу Бакра об этом.
Поэтому ясно, что внешний смысл слов этих аятов - как раз тот, на который мы их отнесли, поэтому это не будет тауилем.
Затем, даже если бы это понимание аята было тауилем, то ведь его сделали не мы, а лишь саляфы, да смилуется над ними Аллах, чье следование истине является утвержденным, и кому следовать обязательно. Ведь Ибн Аббас, ад Даххакк, Малик, Суфьян ас Саури, и многие другие ученые сказали о словах Аллах: "Он с вами" - то есть с вами своим знанием"
Затем, утверждено Книгой Аллаха и сообщениями степени мутаватир от Посланника Аллаха мир ему, и единогласным мнением саляфов, что Аллах над небесами над своим Троном, в то время как слово "Он с вами" пришло сопровожденным косвенными указаниями на то, что имеется ввиду лишь знание. И среди этих косвенных указаний - слова Аллаха в начале этого аята: "Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле?", и в конце аята: "Воистину, Аллах знает обо всякой вещи". Аллах в этом аяте начал со знания и закончил знанием, и сам контекст аята повествует об угрозе людям тем что Аллах все знает об их делах, и что Он поведает им о том что они делали в Судный День, и воздаст им за это.
И все эти косвенные указания являются доводом на то что в этих аятах имеется ввиду знание, и собрались здесь все эти косвенные доводы, и также доводы из сообщений на такой смысл, и также слова саляфов и их тафсир, так как же можно сравнивать с этим тауили которые противоречат Корану, Сунне, и словам саляфов?"
Источник: "Замм ат тауиль", 45-46
Ну что, был имам Ибн Кудама муфаввидом? ))