✅ Покаялся ли Абу аль Хасан аль-Аш'ари полным покаянием? 🔵 Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: ولهذا قال من قال: بقيت عليه بقية من الاعتزال، وقالوا: إنه وافقهم على بعض أصولهم التي بنوا عليها قولهم كهذا الأصل وهذا ما ذكره أبو نصر السجزي في الإبانة قال: حكى محمد بن عبد الله المغربي المالكي، وكان فقيهاً صالحاً، عن الشيخ أبي سعيد البرقي وهو من شيوخ فقهاء المالكيين ببرقة، عن أستاذ خلف المعلم، كان من فقهاء المالكيين، قال: أقام الأشعري أربعين سنة على الاعتزال، ثم أظهر التوبة فرجع عن الفروع وثبت على الأصول) قال أبو نصر: (وهذا كلام خبير بمذهب الأشعري وغوره) ليس مراده با لأصول ما أظهروه من مخالفة السنة، فإن الأشعري مخالف لهم فيما أظهروه من مخالفة السنة، كمسألة الرؤية والقرآن والصفات ولكن أصولهم الكلامية العقلية التي بنوا عليها الفروع المخالفة للسنة، مثل هذا الأصل الذي بنوا عليه حدوث العالم وإثبات الصانع، فإن هذا أصل أصولهم، كما قد بينا كلام أبي الحسين البصيري وغيره في ذلك، وأن الأصل الذي بنت عليه المعتزلة كلامهم في أصول الدين، هو هذا الأصل الذي ذكره الأشعري، لكنه مخالف لهم في كثير من لوازم ذلك وفروعه، وجاء كثير من أتباع المتأخرين، كأتباع صاحب الإرشاد فأعطوا الأصول - التي سلمها للمعتزلة - حقها من اللوازم، فوافقوا المعتزلة على موجبها، وخالفوا شيخهم أبا الحسن وأئمة أصحابه، فنفوا الصفات الخبرية، ونفوا العلو وفسروا الرؤية بمزيد علم لا ينازعهم فيه المعتزلة، وقالوا: ليس بيننا وبين المعتزلة خلاف في المعنى، وإنما خلافهم مع المجسمة، وكذلك قالوا في القرآن: إن القرآن، الذي قالت به المعتزلة: إنه مخلوق، نحن نوافقهم على خلقه، ولكن ندعي ثبوت معنى آخر وأنه واحد قديم "И потому, что Абу аль Хасан аль Ашари не отказался от ряда мутализитских основ - сказали многие, что у него остались некоторые вещи из мутазилизма. И сказали: "Аль Аш'ари согласился с мутазилитами в некоторых их основах на которых они построили свое слово" - подобное этой основе - калямитскому пути утверждения созданности мира. И это то что упомянул Абу Ан Наср ас-Сиджзи в "Аль Ибана", сказав: "Передал Мухаммад Ибн Абдуллах аль Магриби аль Малики бывший праведным факихом, от шейха Абу Саида аль Бурквы, и он один из шейхов факихов маликитов в Бурке в свое время, от устаза Хальма аль-Муаллима, который был одним из факихов маликитов, что он сказал: "Аль Аш'ари пребывал 40 лет на мутазилизме, затем выявил внешне покаяние, и вернулся от ответвлений, но твердо остался на их основах" Сказал Абу Наср ас-Сиджзи: "Это слова опытного и знающего мазхаб аль Ашари и его глубины" Скажу я (Ибн Теймия): он не имеет ввиду под основами те убеждения которые выявляли мутазилиты противоречащие убеждениям ахли-Сунна - как отрицание Видения Аллаха в Судный День, и слово о сотворенности Корана и отрицание Качеств, однако имеет ввиду их основы построенные на науке калям и рассуждениях разума, на которых они уже построили эти убеждения, противоречащие убеждениям ахли-Сунна - подобно данной основе - их пути доказательства сотворенности мира и утверждения существования Создателя. Ведь это основа их основ, как уже предшествовало это в словах Абу аль Хасана аль Бусейри и других, на которой мутазилиты построили свои слова в основах религии. И это основа, которую упомянул (соглашаясь с ней - прим.) аль Аш'ари, однако он противоречит мутазилитам во многих вещах, непременно вытекающих из нее, и отвтвляющихся от нее. А затем же пришли его поздние последователи, подобные последователям аль Джувейни, автора "Аль Иршад", и отдали должное этим основам, в которых аль-Аш'ари согласился с мутазилитами, и последовали тому, что непременно вытекает из них, и согласились с мутазилитами в этом, и стали противоречить своему шейху Абу аль Хасану и имамам из его учеников, и стали отрицать Качества Аллаха пришедшие в текстах, и отрицать Возвышенность Аллаха, и истолковали Видение Аллаха как прибавку в знании раба, в чем мутазилиты им и не возражают. И они сказали: "Между нами и мутазилитами нет смыслового разногласия в вопросе Видения, настоящее наше разногласие лишь с муджассимами (т.е. ахли-Сунна ведь они нас так называют - прим.). Точно также они сказали и про Коран - "Коран о котором говорили мутазилиты, что он сотворен - мы согласны с ними что он сотворен, однако мы заявляем что есть смысл в душе Аллаха, называемый Кораном, и он единый и предвечный" Источник: "Дар ат тааруд", 7/236