✅ О мягком обращении с тем, кто впал в куфр по невежеству
💠 Сказал имам Исхак Ибн Рахавейхи
قال إسحاق ومما أجمعوا على تكفيره وحكموا عليه كما حكموا على الجاحد فالمؤمن الذى آمن بالله تعالى ومما جاء من عنده ثم قتل نبيا أو أعان على قتله وإن كان مقرا ويقول قتل الأنبياء محرم فهو كافر وكذلك من شتم نبيا أورد عليه قوله من غير تقية ولا خوف ألا ترى إلى ما جاء عن النبى صلى الله عليه و سلم حين أعطى الأعرابى ثم قال له أحسنت قال ولا أجملت فغضب أصحاب النبى صلى الله عليه و سلم حتى هموا بقتله فأشار إليهم النبي بالكف وقال للأعرابى تأتينا فجاءه فى بيته فأعطاه وزاده ثم قال له أحسنت قال أي والله وأجملت فجزاك فجزاك الله من أهل وعشيرة خيرا ثم قال النبى صلى الله عليه و سلم لأصحابه إن مثلى ومثل هذا ومثلكم كمثل رجل كانت له ناقة فشردت عليه فأتبعها الناس فلم يزيدوها إلا نفورا فقال صاحب الناقة خلوا بينى وبين ناقتى فأنا أعلم بها وأرفق فأخذ من ثمام الأرض شيئا ثم جاءها من بين يديها فجعل يقول لها هوى هوى فجاءت فاستناخت بين يديه فشد عليها رحلها واستوى عليها
Единогласны ученые на такфире человека, который описан следующими описаниями, и вынесли на него такой же хукм, как на отрицающего – верующий, который уверовал в Аллаха и в то, что Он ниспослал – а затем убил Пророка, или помогал убить его – даже если он признавал, и говорил, что убийство Пророков запрещено – то он кафир. И также тот, кто ругает Пророка, или опроверг его слово – без страха и принуждения
Разве ты не видишь, хадис, который пришёл от Пророка – когда он дал бедуину денег, тот сказал: "Ты поступил хорошо, однако не прекрасно!". И разгневались сподвижники Пророка, мир ему, и хотели его убить, и Посланник Аллаха приказал им оставить его, и сказал бедуину: "Приходи ко мне позже". И тот пришёл в дом Посланника Аллаха, и Посланник Аллаха дал ему ещё, и тот сказал: "Ты поступил хорошо, и клянусь Аллахом, красиво! Да воздаст тебе Аллах благом за мою семью и племя".
И затем сказал Посланник Аллаха, мир ему, своим сподвижникам: "Примером, указывающим на меня, и этого человека – будет человек, у которого была верблюдица, и убежала от него, и стали преследовать ее люди, и она стала бежать лишь быстрее. И сказал хозяин верблюдицы: "Оставьте меня и мою верблюдицу, я добрее к ней и более знающий о ней", и взял немного из засохшей травы на земле, и подошёл к ней спереди, и стал подзывать ее, и она пришла и опустилась на колени перед ним. И он накинул на нее своё седло, и залез на нее.
И если бы я послушался бы вас, когда он сказал эти слова, и убил бы его, то он вошёл бы в Огонь"
Рассказали мне этот хадис многие шейхи от Ибрахима Ибн аль-Хакама Ибн Абана, от аль-Хакама Ибн Абана, от Икримы, от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, от Пророка, мир ему.
И в этом – подтверждение того, что мы сказали, что человек становится кафиром по причине своего опровержения на Пророка.
Однако тот, кто стал кафиром будучи невежественным, а не надменным и издевающимся – следует мягко обращаться с ним, чтобы он вернулся к истине и отказался от своего отрицания – точно также, как Пророк, мир ему, мягко обращался с этим бедуином"
Источник: "Та'зым кадр ас-соля", 931-932