✅ Утверждаемое принуждение и отрицаемое в Исламе
🔵 Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах:
وَالْإِكْرَاهُ قَدْ يَكُونُ إكْرَاهًا بِحَقِّ وَقَدْ يَكُونُ إكْرَاهًا بِبَاطِلِ. (فَالْأَوَّلُ: كَإِكْرَاهِ مَنْ امْتَنَعَ مِنْ الْوَاجِبَاتِ عَلَى فِعْلِهَا مِثْلَ إكْرَاهِ الْكَافِرِ الْحَرْبِيِّ عَلَى الْإِسْلَامِ أَوْ أَدَاءِ الْجِزْيَةِ عَنْ يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ وَإِكْرَاهُ الْمُرْتَدِّ عَلَى الْعَوْدِ إلَى الْإِسْلَامِ وَإِكْرَاهُ مَنْ أَسْلَمَ عَلَى إقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَصَوْمِ رَمَضَانَ وَحَجِّ الْبَيْتِ وَعَلَى قَضَاءِ الدُّيُونِ الَّتِي يَقْدِرُ عَلَى قَضَائِهَا وَعَلَى أَدَاءِ الْأَمَانَةِ الَّتِي يَقْدِرُ عَلَى أَدَائِهَا وَإِعْطَاءِ النَّفَقَةِ الْوَاجِبَةِ عَلَيْهِ الَّتِي يَقْدِرُ عَلَى إعْطَائِهَا. وَأَمَّا الْإِكْرَاهُ بِغَيْرِ حَقٍّ: فَمِثْلُ إكْرَاهِ الْإِنْسَانِ عَلَى الْكُفْرِ وَالْمَعَاصِي
"Принуждение может быть двух видов - принуждением по праву, и принуждением по лжи.
И принуждение по истине - подобно принуждению того, кто отказывается выполнять обязательства, чтобы он делал их.
И это подобно:
- принуждению воюющего кафира к Исламу, либо отдаче джизьи собственноручно будучи униженным
- принуждению муртадда к возвращению в Ислам
- принуждению того кто принял Ислам - к выполнению молитвы, отдаче закята, посту в месяц Рамадан, и хаджжу
- принуждению должника который может отдать долги - к их отдаче
- и принуждению того кому дали что-то на доверенное хранение - отдать это, если он может
- и принуждению к выплачиванию обязательных расходов на содержание, если он способен к ним
Что же касается принуждения по лжи, то это подобно принуждению человека к неверию и грехам"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 8/463
*Аят "Нет принуждения в религии" мы разбирали в работах, он не общий, а частный - касательно Людей Писания платящих джизью
© Канал "Шейх уль Ислам Ибн Теймия" на телеграм, https://telegram.me/ibn_teymia